Владимир
Скоморохов
Март 2021 Газета "Казанский репортер" (Ссылка)

Парад звёзд на Органном фестивале

Нескрываемо оказалось и волнение вышедшего вслед на ним Владимира Скоморохова. Хотя он и не впервые в Казани, но не менее эмоционально переживал своё выступление: Славянский концерт для органа и струнных Сергея Слонимского он выучил буквально за месяц по просьбе Евгении Кривицкой специально для нынешнего фестиваля.

– У вас здесь отличный инструмент, – откровенничал Владимир Валерьевич. – Очень впечатляет разнообразие красок, разнообразие звучания, можно что-то интересное найти, причудливое и таинственное. Конечно, все большие органы тяжёлые для исполнения, но я на разных органах играл, это уже не является для меня большой сложностью. К вашему органу я хочу возвращаться и возвращаться. Он меня захватил своей красотой.

Владимир Скоморохов из тех, кого называют вундеркиндами. Он родился 27 марта 1999 года. Как и полагается вундеркинду, одинаково успешно учился одновременно на двух специальностях – фортепиано и орган, досрочно и с отличием окончил Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского, после чего был принят в Консерваторию первым номером. В ноябре прошлого года он блестяще выступил на III Всероссийском музыкальном конкурсе по специальности «Орган», завоевав первую премию.

– Этот конкурс должен был проходить в Казани, но из-за пандемии не доехал сюда, – пояснила Евгения Кривицкая. – Так что его участие здесь – это своеобразная компенсация и для исполнителя, и для казанских слушателей.

– Очень талантливый молодой исполнитель, – вторил Евгении Давидовне в своей оценке Владимир Королевский. – Он превосходно продемонстрировал сегодня свои дарования и в исполнительском смысле, и в ансамбле с оркестром, и в работе с дирижёром.

Своё музыкальное credo Скоморохов описывает так: «Точность, Образность и Эмоциональность».

Славянский концерт написан Сергеем Слонимским в 1988 году. Он олицетворяет национальный стиль в музыке патриарха Петербургской композиторской школы – поиски композитором форм музыкального осмысления и воплощения философии русского космизма. Орган здесь вовсе не видится композитору чуждым: среди древнерусских музыкантов органист занимал почётное место и даже оказался изображённым на фресках собора Святой Софии в Киеве. Поэтому у Слонимского орган воспринимается как хор духовых инструментов, столь необходимый для тембрального равновесия струнному оркестру.

В виртуозном исполнении Владимира Скоморохова Славянский концерт казался чрезвычайно лёгким, почти невесомым, настолько эмоционально, вдохновенно и фанатично играл органист. Глубоко чувствуя душу инструмента, ощущая стоящий за каждой клавишей хор труб, музыкант такт за тактом раскрывал поющую природу органа, позволяя ему набрать чистое и свободное дыхание. Чтобы владеть музыкальным текстом так, словно он создаётся тобой здесь и сейчас, недостаточно сыграть точно по нотам. Нужно прожить историю, рассказанную музыкой. И Скоморохову это в полной мере удалось.

Зиновий Бельцев
К списку статей